Почему я выбрала методику FLOORTIME? | Дети орхидеи

суббота, 26 марта 2016 г.

Почему я выбрала методику FLOORTIME?

Когда стал вопрос о выборе методике, то случилось это очень естественно: какая-то девушка в фейсбуке (спасибо тебе!!) делилась книгами  по аутизму и одной из них была «На ты с аутизмом» . Книга была ей сканирована - при распечатке читалось сложно, порой не все буквы были видны, но я с большим интересом её прочла..залпом. 
Я сразу поняла что это моя методика. 
Сейчас эта книга есть в свободном доступе в интернете, можете скачать у меня в группе "На ты с аутизмом"
Я сразу же сделала себе маленькие конспекты из книги, вы можете из найти по тегу методика Floortime.
Чем же так она хороша?
В мою жизненную ситуацию (об этом я уже писала , если кратко ,то я вдруг осталась одна с больным ребёнком, сама имея проблемы со здоровьем ), она влилась идеально. Почему? Расскажу кратко о методике.
Это основная, первая информация для знакомства с методикой.
Преимущества методики FLOORTIME: 
  • сеансы можно проводить где угодно: дома, в машине, во дворе, в магазине, в ванной. Включать в повседневные дела - уборку, приготовление еды, сборы куда-либо. В течении дня у вас есть бесчисленные возможности для занятий, всё, что нужно-эмоциональное общение. Даже прибытие автобуса на остановку можно сделать занятием. Или изменить что-нибудь в привычных действиях. Допустить ошибку (дать вилку вместо ложки). Стать препятствиям. 
  •  сеансы можно проводить и когда вы замучились и способны лишь, на то, чтобы лежать с малышом в кровати (обниматься, повторять смешные звуки, петь) -именно с этого мы с Сашей и начали, когда я восстанавливала своё здоровье
  •  сеансы можно проводить без игрушек, а стать самим игрушкой 
  • для проведения сеансов не требуется специальной подготовки, образования. Ключ к успеху это постоянно придумывать что-нибудь новенькое и не опускать руки. Вызывать у ребёнка эмоции . Любым способом.
 Основные  принципы методики FLOORTIME:
  • Партнёрство- ключевой принцип FLOORTIME .
  • Принцип всегда и везде, который приносит радость и вам и малышу. Удовольствие- очень важная вещь! Создавая эмоционально насыщенные обучающие ситуации мы вызываем у детей охоту учиться. Более того дети, которых учили таким образом способны обобщать свой опыт и переносить его на другие ситуации . Это нелёгкая задача для родителей и специалистов, имеющих дело с ребёнком, отличающимся замкнутым и бесцельным поведением. Чтобы создать у малыша мотивацию нужна изобретательность и настойчивость. Нужно быть готовым к тому, что придётся преодолевать трудности. Но когда вы этому научитесь вы будите получать огромное удовольствие! 
Главный аспект методики FLOORTIME :
Следовать за ребёнком – значит следовать его эмоциям. 
Мы задаем себе вопрос: «Что интересует моего ребёнка?», «Что может задержать его внимание?», «Что доставляет ему удовольствие?». Выяснив, что его интересует, мы это используем чтобы помогать ему продвигаться вверх по лестнице развития. Основываясь на интересах ребёнка создаём обучающие ситуации для развития контактивности, умения общаться, совместно решать проблемы, творчески и логически использовать идеи. Любое занятие ребёнка, даже бесцельное блуждание, можно превратить во взаимодействие и тем самым сформировать побуждение, которое поможет ему двигаться вперед. Вы можете присоединиться к нему в его бесцельном блуждании, а затем превратиться маленькой собачкой, кошечкой, которая будет путаться у него под ногами .Ребёнка можно научить практически чему угодно, если вы следуете его естественным интересам. Один из лучших способов, чтобы стать частью интересов ребёнка это превратиться в его «игрушку»,создать игровые препятствия или предлагать ему гнездо для игрушки. Входя в зону интересов ребёнка мы вызываем у него желание продолжать общение ещё и ещё. Иногда реакция ребёнка заключается лишь в том, чтобы устранить препятствие, которое вы для него создали. Но с этого и начинается взаимодействие. Если вы провоцируете ребёнка и видите, что это ему начинает досаждать , важно проявить к нему сочувствие. Неважно что вы ему скажете,важно чтобы он понял что вы понимаете малыша и вам не всё равно. Такая поддержка ободряет малыша и способствует тому, чтобы он продолжал проявлять инициативу, дабы получить то, что ему хочется. А это приводит к нашей следующей стадии!! 
На этой стадии лучший ваш помошник-это НАБЛЮДЕНИЕ.
Две задачи методики FLOORTIME:
  1. Иногда они легко сочетаются друг с другом, иногда вступают в противоречия, но обе всегда нужно иметь в виду. Первая состоит в том, чтобы следовать за ребёнком или использовать его естественные интересы. Исторически сложилось так, что среди педагогов долго преобладало мнение, будто взрослые не должны позволять детям делать то, что они хотят, потому что дети- это создания, управляемые инстинктами, и они никогда не научатся вести себя в обществе, если будем просто следовать их побуждениям. А Floortime предполагает, что мы присматриваемся к ребенку, потому, что его интересы- это окно в его эмоциональную и интеллектуальную жизнь. Поэтому мы всегда начинаем с вопроса: «Почему мой ребёнок так делает?» Просто сказать, что это – следствие его расстройства, не значит ответить на вопрос. У ребёнка может быть какое-то расстройство или комплекс проблем, но сам он не является не тем, ни другим, он человек со своими чувствами , желаниями и стремлениями. Родители часто испытывают разочарование из-за того, что их ребёнок играет не так, как, по их мнению, он должен был бы играть. Если вам в голову приходит подобная мысль, это значит, что вы не следуете за своим ребёнком в полной мере.
  2.  Вторая задача -ввести ребёнка в наш мир. Нам нужно, чтобы он сам захотел быть в одном мире с нами. В силу разных причин ребёнок может предпочитать погружение в себя. Из этого вытекает объяснение первой задачи: ребёнок чувствует себя ближе к вам, когда видит, что вы способны уважать и разделять его интересы. Когда ребёнок начнёт получать удовольствия от взаимодействия, мы сможем начать помогать ему в развитии базовых способностей к взаимодействию, общению и мышлению. Эта стратегия следования за ребёнком, а затем увлечения и побуждения к тому, чтобы он по-настоящему захотел обрести новые способности.»  
Кому подходит техника FLOORTIME:
Методика Флортайм подходит всем детям. Детям с РАС, с синдромом Дауна, с задержкой темпов развития, с нарушениями поведения и общения, нарушениями речевого развития, обычным детям, потому, что задачи для игры выбираются индивидуально для каждого ребенка, и игры могу быть совсем разными для разных детей. Для кого-то это совместное внимание, контакт и взаимодействие, а для кого-то это развитие многопричинного мышления и символической игры или обсуждение нюансов сценария праздника в школе и роли в школьном спектакле. Это могут быть сенсорные игры (милая возня с ребенком, предметные игры (бросание игрушек в разные отверстия), могут быть эмоциональные игры (типа КУ-КУ), могут быть сюжетные игры (кормить куклу, возить кубики на машине), ролевые игры, где уже присутствует символическая игра (когда ребенок машинист поезда, он и билеты проверяет и пассажиров возит и за порядком следит, а мама пассажир, который то билет забыл, то пить хочет, то забыла остановку), это могут быть квесты (путешествие героя, чтобы найти сокровище, которое поможет спасти принцессу, например), рассуждения о том, как люди будут жить через 100 лет (такие игры в виде развития идей), настольные игры разной сложности….. Единственное, чем не стоит увлекаться в игре Флортайм, это причинно-следственными играми в классическом исполнении и без дополнительных (эмоционально значимых целей) (сбор пирамидки, сортеры, головоломки, пазлы, конструкторы). Их стоит использовать для развития пространственного и конструктивного мышления ребенка. С них можно начинать, если ребенок их любит.
Каких результатов можно достичь используя методику FLOORTIME:
Результаты игры Флортайм могут быть самыми разнообразными. Это зависит от возможностей ребенка и включенности в этот процесс взрослого. Это создание эмоционального контакта с ребенком и двустороннего взаимодействия (диалога), получение удовольствия от общения с ребенком, это улучшение саморегуляции, улучшение сенсо-моторной сферы, развитие речевой и невербальной коммуникации, развитие и понимание собственных эмоций, умение решать социальные задачи в нестандартной ситуации, умение идти на компромисс, развитие логического, абстрактного и эмоционального мышления, развитие самосознания и самооценки, формирование мотивов к обучению и общению, системы ценностей, построение Я-концепции. Этот подход позволяет раскрыть потенциал ребенка.
 Я использую методику с июня 2014, -почти два года. И у меня есть результаты: Саша уже сам подбегает ко мне или папе с предложениями, словестными (!) «Прячься», «Играть». Мы научились выражать просьбы словами (!) , а совсем недавно стал говорить» "несёсись" (не хочешь) и ,кажется, истреки и плачь начинают утихать…Саша убирает за собой игрушки, раздеваясь уносит вещи в стиральную машину, сам может одеть штаны, майку…и много ещё других навыков. Потому, что у нас почти не  разделения на «специальные занятия»  , обучение -это беспрерывный жизненно-игровой поток.. 
Трудности на пути использования методики FLOORTIME:
«Основная причина, по которой родители избегают занятий по методике Floortime или эмоционального общения - это боязнь. Где-то в глубине души они бояться, что у них это не получится, они не знают как, ведь с ними так никто не играл. Совет в таких случаях - всегда один и тоже: не насилуйте себя, пытаясь сделать больше, чем можете. Когда вам кажется, что дело зашло в тупик, сделайте паузу, расслабьтесь и понаблюдайте за тем, что делает ребёнок. И вместо того, чтобы толкать ребёнка вверх по лестнице развития, сосредоточьтесь на совершенствовании того уровня, на котором он находиться, потому что тут у него наибольшие способности к полноценному контакту. Floortime не терпит спешки. Если вы не знаете что делать, отступите назад и посмотрите, к чему готов ваш ребёнок. Пусть это будет простая игра: валяться вместе и издавать забавные звуки. Нет ничего лучше теплых и доставляющих радость отношений. Всё сводиться к тому, чтобы найти такое занятие, которое будет доставлять удовольствие и вам и вашему малышу. Даже если вам не нравится ползать по полу вместе с ребёнком, вы будите получать удовольствие от радости, которую малыш испытывает от этого совместного действия. Как только вам удастся завязать отношения, доставляющие вам обоим удовольствие, начинайте вовлекать в процесс новые предметы, игрушки, действия, звуки, слова. И вы неизбежно дождётесь инициативы от ребёнка » 
Особенность методики FLOORTIME:
Флотрайм не любит спешки.  «Специалисты и родители могут склоняться к выбору такой программы, которая сосредоточена на повторяющихся действиях, -подобные действия якобы развивают у ребёнка навыки, вроде умения сопоставлять или сортировать предметы по размеру и форме. Искушение особенно велико в тех случаях, когда у ребёнка нет прогресса или почти никакого прогресса. повторяющихся упражнений, таких как подбор предметов по размеру и форме, полагают, что такие занятия учат ребёнка классифицировать вещи. Они могли освоить конкретную задачу , но при этом были по-прежнему неспособны классифицировать новую форму или цвет или продемонстрировать понимание разницы между квадратными и круглыми формами. Эти упражнения изначально были отобраны потому, что они соответствовали навыкам, имеющимся у многих детей, и оттого считалось, что полезно учить детей и с отклонениями. Однако многие умения, которые с лёгкостью осваивают дети без отклонений ,скорее всего, формируются благодаря тому, что дети уже овладели основами мыслительной деятельности.

Ещё информация о повторяющихся упражнениях:
Новое исследование, опубликованное в журнале Nature Neuroscience, демонстрирует, что обучение аутистов новой информации путём множественных повторений вредит их способности применять приобретенную в конкретном контексте информацию в других ситуациях. Новые данные, полученные международной командой исследователей, бросают вызов ряду популярных методик обучения аутистов, основанных на повторениях. Повторение стимулов ведёт к сенсорной адаптации и мешает дальнейшему обучению, ограничивая полученную информацию тем контекстом, к которому она адаптирована. 
Материалы взяты из книги" На ты с аутизмом" и из интервью с Ириной Найдиной.
Информацию о  методике и о возможностях обучения вы можете узнать в группе DIR/FLOORTIME В РОССИИ
  • ПУСТЫЕ КАРМАНЫ (собираю и делюсь информацией как воспитывать особого ребёнка с ограниченным бюджетом)
 

1 комментарий:

Яндекс.Метрика