Потанцуем..?! | Дети орхидеи

четверг, 16 февраля 2017 г.

Потанцуем..?!

« Танец — это твой пульс, биение твоего сердца, твое дыхание. Это ритм твоей жизни. Это выражение во времени и движении, в счастье, радости, грусти и зависти. » 
Жак де Амбуаз 
Значение танца в жизни человека огромно. Ритуальные танцы использовались во всех народах и культурах : это духовная практика, общение с духами и способ самовыражения.
А ещё танец - прекрасная возможность понять человека без слов. Дело в том, что словами передается всего около 20% информации. Остальное – бессловесно или, как говорят психологи, невербально, – с помощью телодвижений, жестов, мимики, интонации, эмоций. Невербальные сигналы спонтанны, бессознательны и, в отличие от слов, всегда искренни. Именно эта возможность даёт рассматривать танцевально-двигательную терапию для людей с ментальными нарушениями, с невербальными детьми и взрослыми и с теми, кто имеет сложности в выражении эмоций через слово. 
Впервые с невербальными детьми стала работать Дженет Адлер.
Она первый танцетерапевт,  занимающийся детьми с аутизмом. Её волновало то, как можно вернуть человека к жизни через движение. И этим дать основу для роста самоощущения личности минимизируя конфликт между языком тела и языком слов, между интеллектом и эмоциями. Она серьезно относилась к телу и потенциалу телесного самовыражения и признания своего составного собственного «Я». Телесные движения помогают ощущать себя единым целым, могут помочь освободить внутренние чувства через движения и ощутить связь с собой внутренним и с другими. 
Дженет посещала детей с аутизмом по 2-3 раза в неделю по 30 минут. Никто из из них до этого не проходила никакой терапии, родители тоже.. Вот что говорит Дженет о своих посещениях клиники и о детях, с которыми занималась : 
«Ни Эмми, ни Дебора не владели вербальным языком. Ни одна не играла с игрушками.Ни одна до этого не имела опыта общения с другим человеком. Общение тогда стало возможным только одним способом - через наши тела. Так как их крошечные ограниченные мирки были чрезвычайно физическими, я пыталась проникнуть в их мир и говорить на их языке, отображая их движения. Сначала это было простым подражанием. Делая то, что делают они я старалась передать им, что они мне нравится такими какие они есть, ни о чём их не спрашивая. Я хотела, чтобы она знали, что могут совершенно спокойно быть самой собой. Затем, когда они были готовы, нам можно было начинать обмениваться.. 
Будь то профессионалы или родители, взрослые, которых заботит развитие ребёнка, постоянно ищут более эффективные способы, чтобы помочь развиваться детям. Но, по-моему, для того, чтобы их помощь была более значимой, не только для ребёнка, но и для них самих, они должны сами себя чувствовать комфортно, и чтобы не было сильного конфликта между языком своего собственного тела и языком слов, между интеллектом и эмоциями. Эти взрослые исследовали пространство, пространство вокруг себя, что на самом деле было продолжением их самих. И пространство в комнате, что на самом деле является начальным уровнем в исследовании друг друга. Их глаза были закрыты, не только для того, чтобы уменьшить чувство неловкости, но и чтобы убрать визуальные стимулы и чтобы было можно действительно сосредоточиться на кинестетических и тактильных аспектах этих переживаний. Момент невербального общения между двумя людьми может быть новым и часто очень мощным опытом. 
Самоосмысление может обостриться, когда поток движения между партнерами взаимный и спонтанный. Идеально, когда никто не ведущий и никто не ведомый. В сверхинтеллектуализированном обществе взрослые редко имеют шанс по-настоящему дать себе расслабиться и увидеть куда их тела могут их привести. Если бы эти взрослые достигли лучшего понимания самих себя, в отношении со своими собственными телами, может быть их слова и действия более правдиво бы отображали то, что они действительно хотят выразить. И возможно, тогда было бы меньше трудностей в общении друг с другом и с детьми в их жизни. 
Прежде чем, взаимодействовать с ребёнком через танец, попробуйте сами почувствовать своё тело. Вот вдохновляющий пример разговора телом:
А вот фильм с Дженет Адлер "Видя меня". Этот  фильм снятый в 1968 году, стал революционным открытием, открыв проблеск внутренней осознанности у аутичных детей через  танцевально-двигательную терапию.
А вот отрывки из доклада Дженет на конференции Американской Ассоциации Танцевальной Терапии в Берлингтоне, штате Вермонт, в октябре 2002 года, спустя 30 (!!!) лет работы:
  • "Как мы можем помочь нашим детям, нашим ученикам, нашим клиентам научиться видеть, как страх становится любовью, а любовь превращается в присутствие?
  • Нам очень повезло: в наше время существует много форм, через которые можно достичь пробуждения. Существует много дисциплин, практик и учителей, из которых мы можем выбирать. Предлагается очень много хороших способов работы с присутствием, с нашим желанием телесной осознанности.  
  • Развитие внутреннего свидетеля – это великолепный способ описать развитие осознанности. В работе с детьми и в дисциплине Аутентичного Движения многое основано на том, что мы учимся разделять моменты, когда мы здесь и когда нас здесь нет.
  • Наши предки – танцоры, целители, мистики – много знали об этом желании присутствовать, шагать в неизвестное. Я верю в то, что наши предки доверяли телу.
  • Наши предки знали это. Они знали практику распознавания. Они знали о безупречности проживания движения и внутреннего опыта. Они знали искусство концентрации. Как знают многие из нас, у аутичных детей невероятные способности к концентрации. Они могут делать одно движение бесконечно. Что же за сила в этих детях притягивает их и поддерживает, когда они повторяют определенные движения снова и снова?
  • Такие глубокие встречи с детьми стали прямым источником моего опыта внутреннего свидетеля, феномена развития осознанности. Такие встречи с детьми также стали прямым источником моего будущего опыта развития моей собственной осознанности как движущегося и свидетеля – в моей постоянно продолжающейся практике Аутентичного Движения.
  •  В самой сути своей практика Аутентичного Движения – об отношениях: между движущимся и внешним свидетелем, между движущимся «я» и внутренним свидетелем, между «я» и коллективом, между «я» и Божественным. Отношения, отношения, отношения. Этот дар, эта работа, этот вызов быть человеком – связан с отношениями.
  •  Практика приближения к присутствию развивается в те моменты, когда тело-сосуд воспринимается как пустой. Желание дарить возникает из такой пустоты. Сама форма становится прозрачной. Слово появляется из тишины. Жест появляется из неподвижности. Прямое переживание божественного появляется из присутствия.
По окончании речи, огромная аудитория танцевально- двигательных терапевтов аплодировала  Джанет Адлер стоя.  Постепенно аплодисменты растворились в тишине и радостном смехе, когда сначала несколько человек, затем многие, а позже все собравшиеся подняли свои руки над головой, разведя их широко и высоко, при этом их указательные пальцы касались больших.
Джанет Адлер, обладатель степени PhD, на данный момент преподает в своей студии у себя дома, работая индивидуально или с небольшими группами над развитием их педагогических навыков и/или опыте, связанном с энергиями. 
А вот ещё цитата из фильма:
"После работы с детьми с разной степенью душевных заболеваний, я усвоила, что язык тела может быть первым средством для успешного общения. 
Иногда, это может быть основой, на которой может вырасти вербальное общение. 
Но я также узнала, что и у нормальные детей бывают самые настоящие проблемы в понимании самих себя и в отношении с другими. Если эти дети могут осознанно воспринимать своё тело, это может означать, что они пробуют свой первый жизненно важный шаг, на пути к своей всесторонней интеграции. 
Мы не можем сказать детям каковы их потребности, не можем сказать им как выражать себя, или как слушать. Мы можем дать возможность..."

Дополнительная информация о танце:
Александр Гришон  "Танцевально-двигательная терапия"


Возможно вам будет интересно:
 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Яндекс.Метрика