Finger foods (еда руками). Наш опыт преодоления .Советы специалистов. | Дети орхидеи

среда, 15 ноября 2017 г.

Finger foods (еда руками). Наш опыт преодоления .Советы специалистов.

Почти каждый родитель ребёнка с аутизмом сталкивается с ограниченным рационом у ребёнка с РАС.
 Основные трудности, которые встречаются: крайне ограниченный рацион, пища определённой текстуры или цвета, перекусывает целые день на бегу, не может откусывать-жевать-проглатывать, желание есть из рук взрослого, ест только ту еду, которую можно есть руками(finger foods), ест очень маленькими порциями. 
Нас эта проблема тоже коснулась: в период регресса , в возрасте 2-х лет Саша перестал вдруг есть ложкой и не давал себя накормить( до этого он ел хорошую, разнообразную пищу моего приготовления).
Стали давать печенье чтобы ребёнок хоть что-то ел ( по незнанию - печенье "Юбилейное" и в таком духе) . В итоге всё что ел  Саша за несколько дней, недель- это компоты и печенье. Пробовала печь сама - не ел. Ел макароны руками (пробовали фаршировать их мясом)-не ел такие.  Потом нашла гречневые хлебцы и стала готовить сама йогурт из домашнего молока с добавлением фруктов. Льняные батончики, шоколад-  кэроб. Так прошло много месяцев.
Потом мы снова начали выпекать и Саша стал есть. И летом 2015 года мы начали медленно отказываться от глютена. Основа была овсяные хлопья, с добавлениями семян, фруктов, ягод и специй.
Затем ещё один этап- стали делать выпечку разных форм и вкусов, добавляли всё: мясо, рыбу, овощи, фрукты..Начинали с маленького количества и доводили до ощутимого вкуса.

В этот период мы решили ОКОНЧАТЕЛЬНО ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ГЛЮТЕНА и до сих пор на БГдиете.
Мы начали варить ЛЕЧЕБНЫЕ ОТВАРЫ с очень разными вкусами, что тоже расширяло вкусовую карту.
Ещё одна работа-это сенсорная. 

Мы давали на растерзанье рулон туалетной бумаги, ватные диски , щетки и Саша с большим наслаждением всё жевал. Дело в том, что он предпочитал твёрдую, хрустящую выпечку мягкой, и эти упражнения я думаю привели нас к следующему этапу.
Перед его описанием хочу ещё добавить: я водила Сашу в кафе. Чтобы он видел что люди едят столовыми приборами, а не только мама и папа. Все. И единственное что Саша ел ложкой за эти годы(получилось что два)- это мороженное. Я понимала вред мороженного, но ходили мы раз в неделю и у него сохранялись так какие-то навыки держать ложку.

И вот одним волшебным утром (так получилось что все волшебства у нас происходят в Грузии) я готовила гречку и Саша попросил кушать. Я положила в тарелку всем нам и мы сели втроём будто ели так всю жизнь!! Мы пытались с мужем сохранять естественные эмоции, но на самом деле..нам хотелось смеяться, плакать от счастья и танцевать.
И всё..с тех пор, вот уже полтора года Саша ест вместе с нами. Кашу, рыбу, овощи, мясо, фасоль,сухофукты.  Продолжает есть яблоки и зелёный лук, несколько раз ел чеснок. Научился есть тёплое!! Раньше ел только холодное всё. И теперь моя цель- это первые блюда и фрукты. Он не любит очень мягкое и когда несколько ингредиентов в тарелке-надо чтобы масса была однородной.
Для ребёнка с РАС очень важно есть тёплую и жирную пищу.Я изучала основы аюрведы и дети с аутизмом в основном с дисбалансом по стихии ветра. А в детском возрасте должны преобладать земля и вода. Отсюда их невнимательность, гиперактивность. Сильно перевешана стихия ветра и тёплые мясные бульоны принесут им умиротворение, спокойствие и накопление энергии земли.
Фото в те  счастливые дни
В то-же лето он порадовал нас тем, что стал есть сырую морковку, свеклу и пастернак:

На сегодняшний день Саша очень любит держать во рту мокрые мягкие игрушки:

И я думаю это подведёт нас к следующей ступени-бульоны, первые блюда, фрукты.
Если мы хотим накормить несколькими продуктами-то всё надо класть на разные тарелки или смешивать до однородной массы(например  : в рис подмешиваю цветную капусту).

А теперь давайте разберемся, как формируется поведение избегания, откуда возникает нежелание что-то пробовать, отвращение. 
Что думают и советуют по этому вопросу специалисты.
На мозговом уровне поведение избегания возникает в ответ на «отвратительные» стимулы, посредством активности, возникающей в лимбической системе мозга и, в частности, в структуре, именуемой «миндалина». Миндалина получает информацию от всех сенсорных систем и выполняет быструю оценку потенциальной опасности того или иного объекта или явления для организма  Миндалина посылает информацию в кору островка, которая связана с переживанием чувства отвращения, и в лобную кору, которая быстро формирует ответ в виде избегающего поведения. Второй системой мозга, принимающей участие в формировании поведения избегания, является система, структуры которой выделяют ацетилхолин – вещество, влияющее на мозговую систему награды и подкрепления и приводящее к затормаживанию всех видов активности, направленных на достижение . Некоторые индивидуумы с рождения предрасположены к поведению избегания в большей степени, чем к поведению достижения. Интересно, что на такую предрасположенность может повлиять повышенный уровень гормонов стресса и сниженный уровень серотонина («гормона радости») у беременной и кормящей матери .
Роль базовой или ситуативной тревоги в формировании избегающего поведения.
Переживание чувства тревоги связано с активностью лимбической системы мозга, в частности, миндалины и гиппокампа, а также структур лобной коры. Активность миндалины, как мы уже знаем, ассоциируется с обработкой значимой информации, в первую очередь, угрожающих стимулов, и активно вовлечена в поведение избегания. При ее поражениях переживание опасности становится менее интенсивным  Активность гиппокампа играет существенную роль в переводе информации из кратковременной в долговременную память. При его поражениях наблюдается Корсаковский синдром. Также известно, что активность гиппокампа способствует быстрому закреплению условной связи, особенно в сочетании с активностью миндалины, а  запоминание эмоционально насыщенной информации осуществляется эффективнее по сравнению с запоминанием нейтральной. Активность лобной коры необходима для формирования сложных форм целенаправленного поведения .
Высокий уровень ситуативной тревоги способствует быстрому формированию гипотезы о связи стимула и нежелательных последствий и закреплению избегающего поведения.
В этом случае избирательность в еде имеет связь с определенным событием, которую не всегда просто установить. Это может быть ожег рта и глотки (слишком горячая еда), сильное чувство кислоты или горечи (попался зловредный овощ), прием пищи после хирургического вмешательства на слизистой гортани (больно глотать), случайное подавление куском еды (страх смерти обеспечен), конфликт в момент приема пищи (просто сочетание еды и негативных эмоций) и др. Важно помнить, что неправильное поведение взрослых во время кормления считается одним из существенных факторов риска в формировании ограниченного рациона.
Ребенок с повышенным базовым уровнем тревожности будет демонстрировать избегающее поведение не только в еде. Это может проявляться также в избегании социальных контактов, в наличии разного рода страхов и использовании различных компенсаторных механизмов, связанных с потребностью держать все под контролем. Например, родители отмечают, что детей невозможно привлечь к чему-нибудь внезапно, без предупреждения, даже если это что-то интересное и хорошее. Их обязательно нужно информировать обо всем заранее.
Роль лимбической системы мозга в формировании избегающего поведения:
При гиперактивности лимбической системы разнообразные виды чувствительности обострены.  Чаще всего это обонятельная, вкусовая и звуковая чувствительность. Возможно, это связано с тем, что корковые концы обонятельного, вкусового и слухового анализаторов прилежат к гиппокампу, являющемуся частью лимбической системы) и имеют тесные связи с другими структурами лимбической системы.
В этих случаях чаще всего избирательность в еде достаточно четко связана с определенными свойствами пищи (например, отказ от твердой пищи) и возникает до 2,5 лет. Среди особенностей поведения ребенка при этом выявляются дополнительные черты, такие как непереносимость определенного рода стимулов (громких звуков, прикосновений) и могут наблюдаться другие виды избирательности и консерватизма (например, отказ от шершавой одежды).  Если у ребенка отмечается гиперактивность лимбической системы, то в поведении отмечаются выраженные трудности эмоциональной регуляции, раздражительность.
ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ:
Сенсорно-интегративные методы, направленные на расширение рациона и изменение чувствительности.
1) Развивающая работа, направленная на дифференциацию разных видов чувствительности. Это позволит постепенно разделить восприятие качеств объекта друг от друга, и ребенок сможет не распространять свое негативное отношение на весь объект (например, поймет, что зеленый и горький это совершенно разные, не связанные друг с другом свойства).
2) Специальные игры, направленные на развитие глубокой чувствительности рта и подвижности всех составляющих жевательно-глотательного аппарата На самом деле, все эти игры очень напоминают логопедическую гимнастику. Также существует целый ряд средств, стимулирующих чувствительность рта, начиная от лимонно-сладких кубиков льда, заканчивая специальной щеточкой , которую используют для массажа и для кормления.
3) При проблеме восприятия текстуры пищи - введение новых продуктов в виде гомогенного пюре. При проблеме вкуса - начинать с введения тех продуктов, которые по вкусу наиболее близки к предпочитаемым, добавлять в любимую пищу немного нелюбимой, постепенно изменяя пропорцию.
4) При проблеме с приемом твердой пищи - исключить слабость жевательных мышц, мышц языка и гортани, а если она обнаружится - выполнять соответствующие развивающие упражнения.
5) Некоторым детям проще пробовать новую пищу, если перед этим снизить чувствительность вкусовых рецепторов, например, дав пососать ребенку кубик льда.
6) В ряде случаев необходимо уделить внимание положению головы и тела ребенка при кормлении, использовать специальные стулья и подушки, регулировать количество принимаемой за один раз пищи (не ложку с горкой, а неполную ложку), использовать специальные ложки и стаканы.
Методы поведенческой терапии (лучше всего подходят, если не изменена чувствительность, но есть определенная закрепившаяся в поведении избегающая реакция):
1) Подкрепление в случае, когда ребенок пробует какой-либо новый вид пищи. Например, можно завести специальную доску почета (или «тарелку славы»), куда наклеивать либо изображение того продукта, который ребенок попробовал, либо просто интересную для ребенка наклейку. Этот способ будет усиливать желательное поведение – пробовать что-то новое. Поведенческие психологи назвали бы такой способ «позитивным усилением», когда мы усиливаем поведение через позитивные с точки зрения ребенка последствия. В данном случае позитивным последствием будет эмоциональное поощрение.
2) Игнорирование нежелательного поведения (криков, истерик, ухода из-за стола или расшвыривания пищи) и продолжение своей линии при одновременном соблюдении пункта  Этот подход будет назван «негативным ослаблением». Ребенок не получает позитивных с его точки зрения последствий (например, не добивается того, чтобы ему дали только вкусное и перестали предлагать то, что он не хочет) и его нежелательное поведение ослабевает без подкрепления.
Психотерапевтические методы:
1) Индивидуальная психотерапия. Необходима, когда избирательность идет в контексте тревожного поведения или в тех случаях, когда ребенок пережил травматический опыт, связанный с едой. В работе при этом могут использоваться:
- Специальные пособия, помогающие ребенку научиться справляться со стрессовыми ситуациями, связанными с едой, создать позитивный настрой (позитивные ритуалы, помогающие попробовать новую еду) с помощью специальных сказок, песен.
- Привлечение любимых героев, которые сами пробуют новую еду.
- Повышение мотивации и ослабление негативной эмоциональной окраски приема пищи через игры с едой, совместное приготовление еды, специальное забавное оформление процесса еды, поддержание усилий ребенка (тарелка славы).
- Использование любимой еды в качестве награды за то, что съел что-то новое.
- Очень важно, чтобы сам процесс приема пищи был как можно более позитивным, поэтому никаких скандалов, конфликтов, ссор в этот период быть не должно, если родители хотят помочь ребенку справиться с избирательностью в еде.
2) Семейная психотерапия. Необходима, когда пищевое поведение служит способом манипуляции родителями и ведет, в основном, к тому, что ребенок ест только вкусненькое. Сладость иногда используется родителями как способ успокоить раздраженного ребенка  и служит позитивному усилению нежелательного поведения. В частности, психолог может использовать анализ поведения родителей с целью выявить типичные ситуации, когда нежелательное поведение подкрепляется взрослыми и предложить способы изменения воспитательных приемов. 
Работа с рефлексами.
Что касается finger foods то тут можно поработать с хватательным рефлексомНа базе этого рефлекса развиваются сложные формы поведения, связанные с удержанием и отпусканием предметов, людей, информации. Например, удержание столовых приборов, ручки при письме. Когда этот рефлекс связан со стрессом, ребенок стремится есть руками и не любит писать. Принятие, удержание и отпускание, доминирование и подчинение, построение отношений, коммуникация, партнерство, жадность и щедрость – все они связаны с функционированием этого рефлекса.
Что еще можно сделать.
Сделайте приемы пищи веселыми и интересными
Разрешите ребенку поиграть  с едой, сложить из продуктов смешную рожицу,  расковырять ее вилкой или раскатать скалкой
Используйте яркие и забавные столовые приборы и посуду
Сделайте специальную «тарелку славы», прикрепите на холодильник пластиковую тарелку и наклеивайте на нее каждый новый вид продуктов, который ребенок решился попробовать
Разрешите ребенку участвовать в приготовлении пищи
Сделайте специальный график и отмечайте на нем каждый раз, когда ребенок решился попробовать что-то новое. Выберите цель и двигайтесь к ней вместе с ребенком. После ее достижения можно устроить вечеринку, на которой будут угощать только той едой, которая нравится вашему малышу.
Моделинг. Предложите брату или сестре на глазах у ребенка попробовать что-то новое.Подберите альтернативу. 
Проконсультируйтесь с диетологом, чтобы подобрать другие виды продуктов, которые помогут вашему ребенку получить необходимое количество питательных веществ. Ни одну пищевую группу нельзя полностью исключить из рациона без вреда для здоровья. Например, чтобы не есть мяса, нужно включить в рацион другие равноценные источники протеина. Если ребенок не ест фрукты, но есть много овощей, дефицит питательных веществ ему не грозит. Если ребенок не ест хлеб, но любит кашу, хлопья или галеты, он скорее всего получает достаточно углеводов.


Используемые источники и где вы можете получить дополнительную информацию:

В следующий материал я готовлю на тему "Как быстро приготовить полезную и разнообразную еду ребёнку с РАС."


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Яндекс.Метрика